Фэндом

За этим следует глава о трансцендентальном идеале, которая сразу же переносит нас в закоснелую средневековую схоластику. Можно подумать, что слышишь самого Ансельма Кентерберийского. Появляется ens realissimum077 , воплощение всех реальностей, содержание всех утвердительных положений, причем с претензией на то, чтобы считаться необходимой мыслью разума! — Что касается меня, то я должен признаться, что для моего разума такая мысль невозможна и что со словами, ее обозначающими, я не могу связать ни одной определенной мысли.

Впрочем, я не сомневаюсь, что Канта побудило написать эту странную и недостойную его главу только его пристрастие к архитектонической симметрии. Три главных объекта схоластической философии (которую, если понимать ее в широком смысле, можно, как было сказано, доводить до Канта) — душа, мир и Бог — должны были быть выведены из трех возможных больших посылок умозаключений, хотя и не вызывает сомнения, что они возникли и могли возникнуть только из безусловного применения закона основания. И после того как душа была насильственно введена в категорическое суждение, а гипотетическое было использовано для мира, для третьей идеи не осталось ничего, кроме дизъюнктивной большей посылки. К счастью, в этом направлении оказалась проведена предварительная работа, а именно ens realissimum схоластов, наряду с онтологическим доказательством бытия Божия, разработанным в своей первичной форме Ансельмом Кентерберийским и затем усовершенствованным Декартом. Этим Кант с удовольствием воспользовался, присоединив к нему реминисценции о своей латинской работе юных лет. Надо сказать, что жертва, которую, написав эту главу, Кант принес своей любви к симметрии, непомерно велика. Наперекор всякой истине гротескное, можно сказать, представление о воплощении всех возможных реальностей превращается в существующую и необходимую разуму мысль. Для ее дедуцирования Кант пользуется ложной предпосылкой, будто наше познание отдельных вещей возникает посредством все большего ограничения общих понятий, следовательно, и самого общего понятия, содержащего в себе всю реальность. Этим он противоречит столь же своему собственному учению, сколь и истине; ибо как раз наоборот, наше познание, исходя из единичного, доходит в своем расширении до общего и все общие понятия возникают посредством абстракции от реальных, единичных, познанных в созерцании вещей; эту абстракцию можно продолжать до самого общего понятия, под которое все будет подведено, но которое почти ничего не будет содержать в себе. Таким образом, Кант поставил действие нашей познавательной способности на голову и до известной степени повинен в том, что дал этим повод к ставшему знаменитым в наши дни философскому шарлатанству, которое вместо того, чтобы считать понятия мыслями, абстрагированными, от вещей, наоборот, ставит на первое место понятия, а в вещах видит лишь конкретные понятия и выносит перевернутый таким образом мир на рынок в качестве философской клоунады, встречающей, конечно, полное одобрение.

Даже если предположить, что разум должен, или по крайней мере может, и без откровения дойти до понятия Бога, то очевидно, что произойдет это только посредством причинности; это настолько ясно, что не требует доказательства. Поэтому Хр. Вольф говорит: Sane in theologia naturali existentiam Numinis a principiis cosmologicis demonstramus. Contingentia universi et ordinis naturae, una cum impossibilitate casus, sunt scala, per quam a mundo hoc adspectabili ad Deum ascenditur (Cosmologia generalis, praef., p. 1078 . До него уже Лейбниц сказал о законе причинности следующее: Sans се grand principe nous ne pourrions jamais prouver l'existence de Dieu (Théod. § 44)079 , а также в своей полемике с Кларком, § 126: J'ose dire que sans ce grand principe on ne saurait venir &##225; la preuve de l'existence de Dieu080 . Проведенная же в этой главе мысль настолько далека от того, чтобы быть существенной и необходимой мыслью разума, что ее скорее можно рассматривать как подлинную вершину чудовищных порождений эпохи, вступившей вследствие удивительных обстоятельств на странные окольные пути искажений, — эпохи, напоминающей, эпоху схоластики, которая не имеет себе подобной во всей мировой истории и никогда не повторится. Когда схоластика достигла своего полного развития, она стала выводить главное доказательство бытия Божия из понятия ens realissimum, пользуясь другими доказательствами лишь в виде дополнений; однако это просто дидактический метод, который ничего не говорит об истоках теологии в человеческом духе. Кант принял здесь метод схоластики за метод разума, что с ним вообще часто случается. Если бы действительно идея Бога возникала по присущим разуму законам из дизъюнктивного умозаключения в образе идеи наиреальнейшего существа, то эту идею можно было бы обнаружить и у древних философов; однако ни у кого из них нет и следа ens realissimum, хотя некоторые из них и учат о творце мира только как о придающем δημιονργος081 , к которому они заключают только по причинности. Правда, Секст Эмпирик (Adv. math. IX, § 38) приводит аргументацию Клеанфа, в которой кое-кто видит онтологическое доказательство бытия Божия. Однако таковым его считать нельзя; это просто заключение по аналогии: поскольку опыт учит, что на Земле одно существо всегда более совершенно, чем другое, причем человек, который в качестве самого совершенного завершает ряд, все-таки еще имеет много недостатков, то должны быть и более совершенные существа и, наконец, наисовершеннейшие κρατιστον082 , и им должен быть Бог.

* * *

О следующем затем подробном опровержении спекулятивной теологии я считаю нужным лишь вкратце заметить, что, хотя она, как и вообще вся критика трех так называемых идей разума, следовательно, вся диалектика чистого разума, в известной степени и есть задача всего сочинения, тем не менее эта полемическая часть не имеет, в отличие от предшествующей доктринальной, т. е. эстетики и аналитики, общий, непреходящий и чисто философский интерес; это скорее интерес, связанный с условиями времени и места, поскольку эта часть находится в особом отношении к главным моментам господствовавшей в Европе до Канта философии, полное сокрушение которой благодаря этой полемике является бессмертной заслугой Канта. Он устранил из философии теизм, ибо в ней как в науке, а не вероучении, может содержаться лишь то, что либо дано эмпирически, либо установлено неопровержимыми доказательствами. Здесь, конечно, имеется в виду философия подлинная, серьезно понятая, основанная только на истине и не на чем другом, а никак не псевдофилософия университетов, в которой по-прежнему спекулятивная философия играет главную роль, по-прежнему без всяких церемоний, как нечто знакомое, выступает душа. Ведь эта философия связана с жалованьем, гонорарами и даже титулами надворных советников; с высоты своего величия она гордо взирает на окружающее и в течение сорока лет не замечает таких мелких людишек, как я; она бы с радостью отделалась и от старого Канта с его «Критиками», чтобы вздохнуть полной грудью во славу Лейбница. — Далее здесь следует заметить, что подобно тому как повод к учению об априорности понятия причинности был, по собственному признанию Канта, дан скептическим отношением Юма к этому понятию, так и поводом к кантовской критике спекулятивной теологии послужила, быть может, критика Юмом популярной теологии, изложенная им в его столь достойных внимания, работах «Natural history of religion» и «Dialogues on natural religion»083 ; не исключено даже, что Кант хотел в известной степени дополнить их. Ибо названная первой работа Юма представляет собой, собственно, критику популярной теологии, ничтожность которой она стремится показать, почтительно противопоставляя ей в качестве подлинной рациональную или спекулятивную теологию. Кант же показывает несостоятельность последней, не затрагивая при этом популярную теологию и даже представляя ее в облагороженном облике как веру, опирающуюся на моральное чувство. Эту веру философствующие болтуны превратили потом в постижения разума, сознания Бога или интеллектуальные созерцания сверхчувственного, Божества и т. п., тогда как Кант, разрушая старые почтенные заблуждения и зная, чем это грозит, хотел лишь подвести моральной теологией временные подпорки, чтобы не пострадать при обвале и заблаговременно удалиться.

Что же касается аргументации, то для опровержения онтологического доказательства бытия Божия не было необходимости в критике разума, так как и без эстетики и аналитики очень легко показать, что онтологическое доказательство не что иное, как хитроумная игра понятиями, не имеющая доказательной силы. Уже в «Органоне» Аристотеля есть глава, как будто намеренно написанная для опровержения онтологического доказательства. Это седьмая глава второй книги «Analyt. post.», где среди прочего прямо сказано: existentia nunquam ad essentiam rei pertinet084.

Опровержение космологического доказательства есть просто применение к данному случаю изложенного на предыдущих страницах учения критики, и здесь возразить ничего нельзя, — Физико-теологическое доказательство есть лишь расширение космологического доказательства, которое оно предполагает, и свое подробное опровержение находит в «Критике способности суждения». Своего читателя я по этому вопросу отсылаю к главе «Сравнительная анатомия» в моем сочинении о воле и в природе.

В критике этих доказательств Кант, как было сказано, имеет в виду только спекулятивную теологию и ограничивается школой. Если бы он принял во внимание и жизнь, и популярную теологию, то к трем доказательствам ему пришлось бы прибавить четвертое, которое имеет для масс наибольшее значение и может быть, следуя искусственному языку Канта, названо кераунологическим; оно основано на чувстве беспомощности, бессилии и зависимости человека перед бесконечно превосходящими его, непостижимыми и большей частью грозящими бедами силами природы; к этому присоединяется естественная склонность людей все персонифицировать и, наконец, надежда на то, что мольбой, угодливостью, а также, быть может, дарами, можно чего-нибудь достичь. В каждом предпринимаемом человеком деле есть что-то, не зависящее от нашей власти и не поддающееся нашим расчетами желание обратить это на благо себе и есть источник веры и богов. Primus in orbe Deos fecit timor085 — таково древнее верное изречение Петрония. Это доказательство главным образом и критикует Юм, несомненно являющийся в названных выше сочинениях предшественником Канта. — Но в действительно безвыходное положение Кант поставил своей критикой спекулятивной теологии профессоров философии: оплачиваемые христианскими правительствами, они ведь не смеют терпеть нападки на главный догмат веры [1] . Какой же выход нашли эти господа? — Они просто утверждают, что бытие Бога понятно само собой. — Вот как! После того как древний мир, жертвуя совестью, сочинял для этого доказательства чудеса, а новый, жертвуя требованиями рассудка, выставлял онтологическое, космологическое и физико-теологическое доказательства, для университетских профессоров все это ясно само собой. А исходя из этого само собой разумеющегося Бога, они затем объясняют мир, — такова их философия. До Канта действительно существовала дилемма между материализмом и теизмом, т. е. между признанием того, что мир создан либо слепым случаем, либо упорядочившей его извне интеллигенцией с определенной целью и по определенным понятиям, neque dabatur tertium086. Поэтому атеизм отождествлялся с материализмом; поэтому и возникало сомнение, может ли вообще кто-нибудь быть атеистом, т. е. человеком, который действительно приписывает столь целесообразное устройство природы, особенно органической, слепому случаю: см., например, Bacon's Essays (sermones fideles), essay 16, on Atheism087. По мнению толпы и англичан, которые в такого рода вопросах полностью разделяют воззрения толпы (mob), дело до сих пор обстоит таким образом, — таково мнение даже их самых знаменитых ученых; см., например, Owen R. Ostéologie соmparée, préface088, 1855, p. 11, 12, где перед ним все еще СТОИТ старая дилемма между Демокритом и Эпикуром, с одной стороны, и некоей intelligence — с другой, в которой la connaissance d'un etre tel que l'homme a existé avant que l'homme fit son apparition089. Всякая целесообразность должна, как полагает он, исходить из интеллигенции — усомниться в этом ему и в голову не приходило. Ведь сказал же он 5 сентября 1852 года в докладе, прочитанном в «Academie des sciences» и представляющем собой несколько измененное preface, с детской наивностью, La téléologie, ou la téologie scientifique (Comptes rendus)090, — и это для него одно и то же! Если в природе что-либо целесообразно, то это дело преднамеренности, размышления, интеллигенции. Да и в самом деле, какое дело такому англичанину и «Académie des sciences» до «Критики способности суждения» или до моей книги о воле в природе? До таких глубин эти господа не снисходят. Эти illustres confreres091 ведь презирают метафизику и la philosophie allemande092: они держатся официальной философии. Значимость той дизъюнктивной большей посылки, той дилеммы между материализмом и теизмом, основывается на предположении, что предлежащий мир есть мир вещей в себе и что, следовательно, нет иного порядка вещей, кроме эмпирического. Однако после того как Кант показал, что мир и его порядок просто явление, законы которого главным образом опираются на формы нашего интеллекта, не было больше необходимости объяснять бытие и сущность вещей и мира по аналогии с воспринимаемыми или производимыми нами изменениями в мире, равно как и считать то, что мы воспринимаем как средство и цель, возникшим вследствие подобного познания. Следовательно, лишив теизм фундамента своим важным различением явления и вещи в себе, Кант, с другой стороны, открыл путь к совершенно иным и более глубоким объяснениям бытия.

В главе о конечных целях естественной диалектики разума указывается на важность трех трансцендентальных идей в качестве регулятивных принципов для прогресса естествознания. Однако вряд ли Кант утверждал это серьезно. Во всяком случае, для каждого естествоиспытателя несомненно противоположное, а именно — что эти предпосылки препятствуют и губят исследование природы. Чтобы проверить это на примере, предлагаю подумать, способствовала ли или в высшей степени препятствовала идея души в качестве нематериальной, простой, мыслящей субстанции истинам, так прекрасно изложенным Кабанисом, или открытиям Флуранса, Маршалла Галла и Ч. Бэлла. Да и Кант сам говорит (Пролегомены, § 44), что идеи разума противоречат и мешают познанию природы разумом.

Безусловно, немалой заслугой Фридриха Великого следует считать, что Кант мог в его правление свободно разрабатывать свое учение и опубликовать «Критику чистого разума». Вряд ли в какое-либо другое правление профессор, находящийся на государственной службе, решился бы на что-либо подобное. Уже преемнику великого короля Кант должен был обещать, что он больше ничего писать не будет.

Примечания Править

  1. Кант говорит: «Было бы ведь нелепо ожидать от разума разъяснений и в то же время заведомо предписывать ему, на какую сторону он непременно должен стать» (Критика чистого разума, с. 622). Напротив, один из профессоров философии нашего времени наивно заявляет: «Если философия отрицает реальность основных идей христианства, то она либо ложна, либо если и истинна, то непригодна», scilicet093 для профессоров философии. Проболтавшимся в «Иенской литературной газете» (1840, июль, No 126) столь нескромно по поводу максимы всех своих коллег был покойный профессор Бахман. Надо сказать, что вообще для университетской философии характерна бесцеремонность, с которой истине, нежелающей приноравливаться и приспосабливаться, указывается на дверь: «Вон, истина! Ты нам не годишься. Мы, что, тебе чем-нибудь обязаны? Ты нас оплачиваешь? — Ну, так вон отсюда!»

Это основополагающая версия, написанная или оформленная участниками этого проекта. Но содержимое этой страницы очень близкое по содержанию предоставлено для Викитеки. Так же, как и в этом проекте, текст этой статьи, размещённый в Викитеке, доступен на условиях CC-BY-SA . Статью, размещенную в Викитеке можно найти по адресу: Мир как воля и представление-§П11.

Также на Фэндоме

Случайная вики